13-14 сентября 2018 года — прекрасные осенние дни, напоминающие жаркий июль. 8 утра, +29С, солнце, воздух, свобода, и дорога, открывающая неизвестные дали. Прихожане Волгоградского храма иконы Божией Матери «Нечаянная радость» собрались на Горном (ТЗР) в поездку с насыщенной программой: посещение нескольких храмов Волгоградской области, святые источники, крестный ход 13 сентября по степям Клетского района, ночевка с монастыре, снова храмы, источники, и домой. Батюшка Антоний прослужил молебен о путешествующих, взяли заранее купленные цветы, и поехали.

Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»,

Тракторозаводский район города Волгограда, у больницы № 4

Что же напишет о поездке тот, кто не купался в источниках и никогда не был в монастыре?
В пути из города в этот четверг мы почествовали память святителя Николая Мил Ликийских, спев ему акафист. К счастью, автобус ехал мягко, голос почти не дрожал. Так, чудотворец Николай сподобил сопровождать нас в пути: мы всюду встречали маршрутку с его иконой, маршрутка останавливалась на каждой нашей остановке, то каким-то неизвестным образом обгоняя нас, то пребывая после. Успели подружиться с паломниками, ехавшими в ней, и даже на прощанье обменялись с попутчиками объятиями, но это гораздо позже…

Итак, сквозь гул автобуса, гонящего по трассе, было приятно наблюдать за полями спелых арбузов, дынь, яблонями «Сады придонья«, сухими холмами, редкими старенькими деревянными домиками, одинокими лошадками, небольшими кучками коз, красными луковыми сетками, стоящими вдоль дорог.
«Степь да степь кругом, Степь широкая, Путь далек лежит…. »  (народная песня донских казаков).
Первая точка нашей высадки — поселок Лог, храм св. апостолов Петра и Павла. Вокруг все сияет голубым светом:

Прекрасное место, тихое, дышащее жизнью: мирно гуляющие курочки, гостеприимные котята, чистый воздух. Совет для тех, кто едет на автобусе: не пытайтесь попасть к храму через рынок: улочка узкая, и столы с продаваемым товаром слишком ценны, чтобы сдвинуть их ради автобуса, тем более, что все многочисленные дороги поселка
в итоге ведут к храму! Нас встретил добродушный батюшка Александр.

Главная святыня храма — кровоточивая икона Казанской Божией Матери.

На территории храма есть ну очень красивые беседки,

и такая:

а также небольшой комплекс «Гроб Господень» — небольшая пещера, сделанная батюшкой под колокольней, с искусными иконами изображения Христа распятого, с Пречистой Его Матерью и апостолами.


Мы так растрогались с одной из прихожанок, находясь в пещере, что задержались в ней,
а при выходе услышали тихий удивленный голос батюшки: «ох! автобус-то ваш уже  уезжает!». Если честно — мы не подумали расстраиваться, когда увидели заднюю часть отъезжающего автобуса метрах в ста от нас: ну что это — уезжающий автобус, по сравнению со страданиями Богочеловека! Конечно, автобус развернулся, что бы вы думали!
Где заканчивается Иловлинский район и начинается Фроловский, стоит особый указатель: желтая икона Почаевской Божией Матери, по грунтовой дороге от неё мы попали к источнику. За деревьями, в зарослях можжевельника, клубники и папоротника стоит просторная часовня Почаевской иконы Божией Матери.

Образ Божией Матери Почаевской

В часовне можно самостоятельно оставить денежку и взять с собой сувениры, а также пустую бутылку для воды. По дороге вниз к лесу — домики для гостей, площадка, иконы, ручей и небольшой бассейн, куда падает вода, и где можно напиться, набрать воды. Вода чистая, вкусная. Источник в прошлом веке был потерян, но потом вновь найден. Рядом — две крытых купальни — для «мальчиков» и «девочек», но они не подписаны, и можно ошибиться 🙂

Вода освящена великим чином. Она проточная, течет постоянно, ледяная, но купаться правильно так: надев рубашку, спуститься в ней по деревянным ступенькам, перекреститься, сложить руки на плечи крестно и быстро окунуться с головой 3 раза. Женщины купаются в платках. Когда выходишь из воды — радость и прилив сил обеспечены! Купались бабушки, которым более 80 лет, они были бодры и с хорошей фигурой. Неподалеку столы. Трапеза у источника Почаевской иконы Божией Матери великолепна. Мы щедры, общая трапеза всегда радостна: ты приносишь что-то одно, но делишься со всеми, и кушаешь разное. В кронах деревьев стоит дух созидающей Матери Мира.


Дальше ехали через реку Дон на пароме. Машин много, паром курсирует туда-сюда постоянно. Берег зелен, попадаются очень крупные лягушки, с ладонь,
неспешно заходящие в камыш. Плещется рыба. Рыбаки в лодках — как на застывшей картине, выстроились ровно в ряд. Это великая река, воспетая поэтами, певцами, питающая, завораживающая первозданной красотой, с неспешным течением, вдохновляющая Всевеликое Войско Донское.
Удивительно, но паром таков, что тянется на тросах, спускается небольшой мостик для автомобилей, на берегу — камни. Переправа почти задаром: чуть больше 100 рублей за весь большой автобус с пассажирами.


Через переправу — на берегу в Новогригорьевской станице прекрасный храм с серебряными куполами.

Мы проехали мимо него, оставив его по левую сторону и решив посетить на обратном пути, и поехали прямо по асфальту, потом по грунтовке, в находящийся неподалеку Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. Территориально это будет хутор Саушкин Кременского сельского поселения Клетского района, берег Дона, в 15 км от станицы Кременской.

Отдалённая обитель изначально предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Если же престарелый воин, уйдя в монастырь, не находил себе там места, то обычно он выкапывал где-то поблизости свою землянку-келью, в которой и проводил в уединении отпущенное ему Богом время. Отшельники устроили в горе несколько пещер-келий, впоследствии соединенных между собой ходами. В справках предреволюционного времени указывается численность монашествующих на 1912 год – 25 монахов и 47 послушников. С 24-го по 1991 годы монастырь был закрыт. Те, которых не расстреляли, были сосланы на север, некоторым удалось спрятаться и жить в пещерах монастыря (Меловая пустынь, Сиротская пустынь). С началом Сталинградской битвы в этих пещерах прятались от бомбёжек местные жители. Несмотря на запреты, службы проводились, паломники приезжали к источнику Казанской Божией Матери за водой.

В монастыре, основанном в 1693 году, в сентябре праздник — день памяти Августовской иконы Божией Матери (1914), эта икона называется «Августовская Победа», находится в монастыре и является одной из главных его святынь.

Икона — почти в человеческий рост, на ней Божия Матерь также во весь рост, на одной руке держит Младенца, другой — указывает путь в сторону. Икона Богородицы написана в память Её явления 14 сентября в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября ― 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Русские солдаты попали в окружение, и 52 казака молились Божией Матери о спасении, после чего Богородица явилась во все небо и Её образ, долго не гаснущий и указующий на запад, помог армии не только выйти из окружения германскими войсками, но и одержать крупную победу, и всем остаться живыми.
Святейший Синод в 16м году разрешил написать образ. Внизу иконы надпись: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже 52 имени казаков — свидетелей явления — и дата: «1915 г. 12-го ноября». Икона почитается чудотворной, особо покровительствует воинам и приносит множество исцелений.

Но, прежде чем попасть в монастырь, мы вышли за пару километров у поклонного креста, где всех встретили приехавшие на машине монахи и… паломники (с той самой маршрутки :))). Милейший и простой иеромонах Петр, добрейший иеромонах Тихон, иеромонах, имя которого осталось в тайне, но нам кажется, что его зовут Трофим, помощник (вероятно, именем Макарий), и строгий, но одновременно старающийся быть ненавязчивым игумен Савин.

Батюшки высокие, как ангелы, подпоясаны широкими черными поясами. Привезли чудотворную Августовскую икону, и торжественно с молитвами и песнями пешком пронесли крестным ходом до монастыря.


Ах, какие красивые места! Мы шли по горе, будто парили по воздуху, а внизу — долина, леса, Дон, степи, до горизонта видимость километров 40. Мы — на высоте:
идем за монахами. Вдруг видим — впереди-то обрыв, река очень внизу, куда идем? Но подходишь к краю, и видишь: извилистая широкая каменистая дорога, приводит к обители. Огромный белый храм возвышается внизу, в центре, красный забор игрушечной каемкой оберегает святыню. Кладка — старинная, узорчатая, стены чуть ли не в метр шириной.


В монастыре — 15 минут отдыха, и вечерняя служба. Веселая собачка, воспитавшая с десяток котят, с ликованием встречает паломников.

Гостиничный корпус просторный, современный, горячая вода, свет, кровати, широкая деревянная лестница на второй этаж, на стенах — прекрасные духовные картины. В храме множество икон, не обойти за полчаса.

Дивные образы, прекрасные лики, есть даже старинные, есть воины и герои 1-й мировой, особое место есть у иконы Александра Невского и русского Императора Николая 2 — всегда со свежими цветами. Лик Николая Чудотворца — особо светел.


Августовская икона увешана цветочными гирляндами, золотыми цепочками паломников — в знак благодарности и любви к Божией Матери. Батюшки отслужили молебен перед иконой.

Вечерняя служба пролетела на одном дыхании. В 9 вечера — Вечернее правило, затем Последование ко святому причащению. Чтец читает неимоверно быстро, но разборчиво.

На ужин в монастырской трапезной — только постная еда, но это были вкуснейшие щи с мелкой-мелкой капустой, которые оценили абсолютно все наши братья и сестры; макароны, салаты, картошка, квас, арбузы, самодельный хлеб, и много-много другого, приготовленное с любовью и искусно поданного. Как 5 монахов так богато накормили ~100 паломников?
Вечером воздух свеж, тишина, благодать, лес стеной, речные дуновенья. Слышны все мысли.

Утром встречали епископа Иоанна, торжественно прошла архиерейская служба — Божественная Литургия.. Епископ вдохновенно рассказывал о русских воинах, о значении России в мировой истории, о значении семьи как основы всего того святого, что может породить и воспитать земля русская.


Обед — еще богаче ужина, вино, закуски, печеная рыба с луком и овощами — коронный номер.  Монахи трапезничают отдельно от всех. Дай Бог процветания монастырю! Но откуда взялось такое множество празднующего народа?
Вдоль забора — огород с огурцами и помидорами, небольшой садик деревьев-двухлеток, туи треугольнички, розы. Дорожки выложены плиткой. Внизу у реки — фиолетовые ягоды терна, шиповник, мята. На берегу — лодочка. За воротами монастыря есть скиты для уединенной жизни иеромонахов. На одном из холмов — часовня Семи братьев, могилы монахов, святых. В стороне — Пятницкий скит, часовня Николая Чудотворца, святой источник с обливальней.
Вдоль реки стоят отдельные домики, купленные, по всей видимости, москвичами, на некоторых развеваются флаги.
Уезжать было тяжело: внутри покой, гармония, а в городе была суета и недопонимание. В монастыре не обязательно разговаривать, потому что и так все понятно, Природа сама показывает решение и устраивает, а Дух — животворит. Не важно, сколько Вам лет, Вы — вечный ребенок для вечности, любимое её дитя.

В Новогригорьевской, вот удивительно, у автобуса перед храмом нас встретил Владыка: «проходите, — говорит, — уважаемые паломники, перед вами Троицкий храм.., добро пожаловать!»
Батюшка Валерий и матушка Иулия были добродушны, скромны, рассказали историю старинного храма, построенного казаками. Высота до потолка метров… 15.


В храме много старинных многовековых казачьих икон, которые даже больше похожи на фотографии. Вышитый бисером образ… святителя Николая. Очень впечатлил деревянный «Спаситель», образ цепляет за душу. Имеется образ Божией Матери в 3-летнем Её возрасте, с синим цветочком в волосах. На стенах сохранились старинные фрески князей, некоторые еле видны. А икон «Нечаянная Радость» мы насчитали более 5!


Батюшка и матушка приехали служить в храм всего 2 месяца назад, но уже занялись активной реставрацией, а уж цветы-то на дворе до чего хороши! Вы знаете, священники живут на подаяния, но не боятся иметь большие семьи. Мы желаем им доброй службы, богатства и многочисленной паствы. У купола храма — молодые голубки, как Божии Агнцы, посланники Троицы, почивают на карнизах высоко под облаками, перелетая иногда с места на место, свидетели мира и любви.

По пути домой — святой источник Сорока Севастийских мучеников в Иловлинском районе.

На источнике народу всегда много. Местные жители приходят с детскими колясками, набирают баклажки. Часовня, 2 кирпичные купальни с деревянными лесенками в воду. За водой приезжают и православные, и мусульмане. Пробы воды показали непревзойденное качество и структуру, но массовый разлив на продажу — запрещен: земля — в частной собственности, источник под руководством епархии охраняет служитель, угощающий приезжающих пирожками, пловом и молоком.

Узкая дорога домой показала нам заброшенные деревни, одинокие коттеджи, стоящие словно в подражание монашеским скитам, большеглазых детей на велосипедах, стога сена, потерявшуюся в поле корову (надеемся, её уже нашли), палатки с арбузами, небольшие тучи, нависшие над посадками, убранные опустевшие поля, перед глазами воспоминания, а под мышкой в сумке — бутылочки с чистой водой и воздухом, хранящим память высоты небес.

 

Все фото смотрите здесь:
//hram-radosti.cerkov.ru/media/fotogalereya-2018/  (Фотогалерея)

(они пополняются:)!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *